Методическая копилка

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТАРЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА

Государственное учреждение образования 

«Гимназия №5 г. Минска имени героев встречи на Эльбе»

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«Использование исследовательских методов обучения на учебных занятиях по истории и обществоведению как средства формирования ключевых компетенций учащихся»

 

 

 

 

                                  Кульба Ирина Чеславовна,

учитель истории  и обществоведения

                   8 (029)366 42 63; 

 

 

 

Минск

2016

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

В соответствии с нормативной правовой базой преподавание учебных предметов «История» и «Обществоведение» должно быть направлено на формирование не только предметных и метапредметных, но и личностных результатов, обеспечивающих способность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных учебных и практических ситуациях.

В качестве важнейших метапредметных результатов освоения содержания учебных предметов следует рассматривать готовность и способность учащихся:

-          сознательно организовать свою учебно-познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-          продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в учебно-познавательной, учебно-исследовательской, общественно полезной, проектной деятельности;

-          самостоятельно работать с различными источниками информации, включая умения ориентироваться в различных источниках информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; различать факты, аргументы, оценочные суждения; отделять основную информацию от второстепенной; передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из текста в схему и др.);

-          использовать различные виды публичных выступлений (доклад, сообщение) для представления результатов учебно-познавательной и творческой деятельности;

-          осуществлять познавательную рефлексию (осознавать совершаемые учебные действия и мыслительные процессы, их результаты, границы своего знания и незнания, новые познавательные задачи и средства их достижения).

Технологическим обеспечением является использование технологий развивающего обучения, включающих проблемный метод изложения материала, ориентацию учащихся на самостоятельную, поисковую и проектно-исследовательскую деятельность, кейс-технологию.

Именно исследовательский подход в образовательной практике нацелен на саморазвитие и самореализацию, умение оперировать полученными знаниями, обладание развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, готовность к самостоятельному жизненному выбору.   

Исходя из актуальности проблемы, была определена тема обобщения педагогического опыта: «Использование исследовательских методов обучения на учебных занятиях по истории и обществоведению как средства формирования ключевых компетенций учащихся».

Цель работы: создание организационных и педагогических условий на учебных занятиях по истории и обществоведению для формирования ключевых компетенций учащихся при активном использовании исследовательских методов.

Предметом описания педагогического опыта являются кейс-метод (или метод конкретных ситуаций), а также технология организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, которые следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения.

 В соответствии с целью определены следующие задачи:

1.                Формировать положительную мотивацию учащихся к учебным предметам «История» и «Обществоведение» посредством использования исследовательских методов. Оптимизировать учебно-познавательную деятельность учащихся с применением кейс-метода и проектной технологии на учебных занятиях по истории  и обществоведению.

2.                Научить учащихся применять свои знания в практической деятельности, для продолжения образования, личностного становления.

3.                Сформулировать методические рекомендации по работе с исследовательскими методами на учебных занятиях по истории  и обществоведению.

Методология опыта. Возможность формирования предпосылок теоретического мышления у подрастающего поколения проверено в исследованиях Н.И. Запрудского, М.В.Кларина,  Н. Н. Поддъякова, Т. В. Христовской, Л. Е. Игнаткиной, Н. И. Ветровой, А. Ф. Говорковой, А. М. Гавриловой и других ученых-исследователей. Для решения поставленных и исследуемых задач автором использовался комплекс методов. Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; изучение документов по вопросам образования; причинно-следственный анализ полученных данных обобщения и моделирования, знакомство с публицистической литературой. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, обобщение опыта.

Ведущая идея опыта заключается в определении  приоритетной роли исследовательских методов, как важнейшего  средства формирования ключевых компетенций учащихся в контексте модернизации и стандартизации образования, ключевыми направлениями которого являются:

·                     формирование и развитие ключевых компетенций личности обучающегося в процессе  учебной деятельности по предмету;

·                     практическая направленность уроков как средство формирования и развития у обучающихся способов мышления, необходимых для социализации и полноценного функционирования в обществе;

·                     деятельностный подход в обучении, современные методы и организационные формы обучения предмету, обеспечивающие новое качество образования;

·                     современное программно-методическое обеспечение преподавания предмета;

·                     проектный и исследовательский методы обучения как основа педагогики сотрудничества;

·                     информационно-коммуникативные образовательные технологии в организации освоения содержания учебной программы по истории и обществоведению;

·                     методы формирования духовно и интеллектуально-развитой личности в процессе урока.

Длительность работы над опытом.  Вся работа по использованию исследовательских методов ведется в системе на протяжении трех лет (2013/2014–2015/2016 уч.гг.) с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, в атмосфере сотрудничества учителя, ученика и родительской общественности.

Описание технологии опыта

Формировать ключевые компетенции учащихся на уроках истории и обществоведения на IIIII-й ступенях обучения значительно проще, опираясь на технологию исследовательской деятельности.

Исследовательский метод обучения – организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения (Российская педагогическая энциклопедия).

Применение исследовательского метода в образовательном процессе возможно при следующих условиях:

        Наличие базовых знаний.

        Знания, приобретаемые на данном уроке находятся в зоне ближайшего развития учащихся.

        Нежелательно экономить время на исследовании, торопить учащихся, поскольку объем новых знаний невелик.

        У учащихся должен быть навык подобной деятельности.

        Учащиеся должны владеть методами научного познания.

Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения на уроках истории и обществоведения делает процесс обучения более продуктивным, о чем свидетельствует сфера сформированности и развития (Приложение 1).

Так, развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебным предметам, мотивировать их на достижение более высоких результатов.

Известно, что для развития ученика его необходимо прежде всего включить в самостоятельную деятельность по решению проблем. Именно эту задачу и призваны решать эвристические методы обучения. Следовательно, эвристические методы – это методы развивающего обучения. Ведущая деятельность учащегося в условиях такого метода должна  носить поисковый характер. Поскольку объем и способность самостоятельной поисковой  деятельности учащегося могут изменяться в широких пределах, эвристические методы делятся на:  проблемное изложение; частично-поисковые методы; исследовательские методы.

          В методе проблемного изложения самостоятельная поисковая деятельность учащегося, по существу, отсутствует, хотя его можно отнести к эвристическим, так как его применение приводит к тому, что вместо заучивания трудного материала учащиеся  участвуют в процессе познания, проникая во все более сложные явления и постигая их взаимосвязи.

Технология кейсов и проектной деятельности на уроках истории и обществоведения предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов которого разумеется, представлено в упрощенной и доступной учащимся форме: выявление неизвестных (неясных) исторических фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

В средних классах гимназии на уроках истории в деятельность учащихся включаются лишь отдельные элементы  кейсов. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более развитой и сложной форме. Но и на этом этапе обучения этот метод может применяться на уроках истории и обществоведения лишь для изучения отдельных тем, вопросов. Для того чтобы интерес к изучаемому материалу не угас, а знания учащихся были результатом их собственных поисков, управляемых учителем, их самостоятельной познавательной деятельности, считаю важным организовывать исследовательскую деятельность учащихся с опорой на следующие принципы (по Н.И.Запрудскому): научности (подтверждаемости, наблюдаемости, простоты, соответствия и системности); поуровневого подхода к выполнению учащимися исследовательских заданий (доступность, способность учащегося  выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности); опоры на образовательные интересы учащихся (выбор темы за самими учеником); естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследования);  экспериментальности (познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон); осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода самого исследования и его результатов); самоорганизации (ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работы); продуктивности оздание учащимися внешних образовательных продуктов (результатов исследования)); рефлексии (исследовательская деятельность на всех этапах должна сопровождаться ее рефлексивным осознанием учащимся как субъектом этой деятельности). [Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2009. – № 4. – С. 51–57.]

Перечисленные принципы в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения в своей совокупности не только формируют  положительную мотивацию учащихся к учебным предметам «История» и «Обществоведение», но также характеризуют способы осуществления учебного исследования на практике, тем самым регулируя деятельность как учителя, так и ученика в этом процессе.

Рассмотрим процесс оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся средствами кейс-метода и проектной деятельности на учебных занятиях по истории  и обществоведению .

 

2.   Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

 

         Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Цели кейс-технологии:

        углубленное изучение предмета;

        подготовка к олимпиадам, Централизованному тестированию;

        индивидуализация учебного процесса.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

– индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

– работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

– презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Кейс – стадии:

1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: Проблема переформулируется в цель.

4 шаг: Причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия

7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи (Приложение 2 ).

В основе учебных проектов на уроках истории и обществоведения в допрофильных и профильных классах лежат исследовательские методы обучения, которые направлены на  развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Особенность метода проектов в том, что он:

        всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени (проект краткосрочный (по теме урока); долгосрочный (по целому разделу учебного плана), мини-проект (как одно из заданий урока);). Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

        Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы (например, военные конфликты, проблема проверки подлинности документа путем совместного критического анализа и поиска исторических ошибок)

        Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению (например, оформление материалов, информационных стендов, иллюстраций, схем, диаграмм, презентаций. Предполагаемый иллюстративный ряд к проекту. Материально-техническое обеспечение проекта: аудио, видео, стенд. )

        Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование миграции населения в связи с военными конфликтами; демографическая проблема в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему и др.).

        Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, выступление на информационном часу с докладом по проблеме; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).

Процесс подготовки к работе над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом мною проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов «общественности».   Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

        определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

        выдвижение гипотезы их решения;

        обсуждение методов исследования;

        проведение сбора данных;

        анализ полученных данных;

        оформление конечных результатов;

        подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).

Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определенный, но ограниченный срок (неделя, месяц).(Приложение3).

Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Целостное их решение и обеспечит выполнение исследовательским методом его функций.

Этими этапами являются: наблюдение и изучение фактов и явлений; выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем); выдвижение гипотез; построение плана исследования; осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями; формулирование решения, объяснения; проверка решения; практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

В чем при этом состоит деятельность учителя? Прежде всего, 1) в построении таких заданий, которые обеспечили бы творческое применение учащимися основных знаний (идей, понятий, методов познания) при решении основных, доступных им проблем курса, овладение чертами творческой деятельности, постепенное возрастание сложности решаемых учащимися проблем.

Кроме того, 2) учитель призван контролировать ход работы учащихся, направлять ее в случае отклонения их от правильного пути, проверять итоги работы и организовывать их обсуждение.

3) Учащихся необходимо учить так, чтобы они постепенно овладевали отдельными этапами научного познания, решения проблем, приобретали отдельные черты творческой деятельности.

При разработке проекта на уроке истории и обществоведения учащимися применяются устное и печатное слово, средства наглядности, словари, архивные материалы, карты, практические работы, письменные и графические работы, натуральные объекты и их реальные и символические изображения, лабораторные работы, опыт и т. д. Но все эти средства используются иначе, чем при объяснительно-иллюстративном и репродуктивном методах. Учащиеся в данном случае осуществляют творческую познавательную деятельность, не совпадающую с деятельностью при усвоении готовых знаний и репродуцировании готовых образцов деятельности.

4) Важным составляющим процесса оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся посредством технологии организации проектно-исследовательской деятельности является фактор личностной подготовленности учителя в данном виде деятельности. Учитель должен иметь некоторый собственный опыт исследовательской работы, хотя бы на уровне учебных исследований, иметь на своем собственном счету немало «открытий» (пусть и маленьких открытий для себя). Эти условия будут способствовать организации процесса обучения учащихся подобно процессу исследования, созданию педагогических ситуаций, стимулирующих их открытия, управлению творческим поиском учащихся.

 Выражаясь словами Д. Пойа, учитель должен сам почувствовать «напряженность поиска и радость открытия», чтобы он мог вызвать их у своих учеников. Нельзя пренебречь в обучении этими эмоциональными факторами. Практика показывает, что ученик, испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. Он уже знает, что его ожидает, напряженность поиска сменяется радостью открытия. Нетрудно заметить в этом большое воспитательное и развивающее значение кейс- и проектно-исследовательского методов.

Выводы

1.                Использование исследовательских методов на учебных предметах «История» и «Обществоведение» способствуют формированию у учащихся положительной мотивации. Об этом свидетельствует возросший интерес учащихся к написанию научно-исследовательских работ, а также их участие в конкурсах по учебному предмету. (Приложение дипломы-победители)

2.                Применение кейс-метода и проектно-исследовательской технологии на учебных занятиях по истории  и обществоведению способствует не только оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся, но и обучению учащихся применять свои знания в практической деятельности, для продолжения образования и личностного становления.

Предлагаемые методики организации исследовательской деятельности учащихся позволяют:

1.      Расширить область      личных и общечеловеческих знаний.

2.      Осуществить  целостное  восприятие  окружающего  мира через выбранный объект познания.

3.      Получить новый,   общественно полезный интеллектуальный продукт.

4.      Формировать      научно-исследовательские навыки.

5.      Создавать банк      знаний для отдельных объектов окружающего мира.

6.      Выявлять  существенные признаки развития рассматриваемого объекта познания.

7.      Создать условия,  которые позволяют учащимся:

        определить текущие границы личных знаний;

        реализовать личный творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности;

        проверить актуальность личного интереса и повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования;

        на основании результатов работы над исследовательской темой определить свой личный и общественный статус;

        самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования;

        самостоятельно осваивать новые виды деятельности, например технические средства, компьютерные программы;

        расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований;

        увидеть бесконечность познания окружающего мира через понимание бесконечности познания отдельных его элементов.

В этом видится если не преимущество, то достоинства кейс- и  проектно-исследовательского метода.

3.                Организация и руководство исследовательской работой учащихся предполагает высокий уровень развития психолого-педагогических умений, мотивации, творческих способностей учителя. К психолого-педагогическим умениям учителя относятся  такие умения, как:

·               ставить перед учащимися исследовательские задачи в понятной для них форме;

·               увлечь исследовательской проблемой, темой исследования;

·                организовать взаимодействие в исследовательской деятельности;

·               быть терпимым  к ошибкам учащихся, их идеям и мнениям;

·               создавать условия для обмена мнениями в ходе открытых дискуссий;

·               поощрять и развивать критичность мышления;

·               мотивировать и стимулировать выдвижение новых, оригинальных идей и направлений поиска;

·               учитывать интересы и следить за их динамикой;

·               быть гибким в индивидуальном выборе и темпе работы учащихся.

Методические рекомендации по работе с исследовательскими методами на учебных занятиях по истории  и обществоведению сформулированы в методических рекомендациях для педагогических работников.(Приложение4)

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования   

   компетентностей // Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69

2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000

3. Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2009. – № 4. – С. 51–57.

4. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования

    методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

5. Исследовательская деятельность учащихся в современнов образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к.пс.н.А.С.Обухова.-М.:НИИ школьных технологий, 2006.612 с.

6.Метод учебного проекта. Н.Ю.Пахомова. М. 2008 год,стр.4-12.

7. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.-   

    1999.- №1

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2000

9. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005

10. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004

11. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе.-2006.-№4.-С.14-22.

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Этапы

исследования

Виды и показатели исследовательских умений

Сфера формирования и развития

Проблематизация и «инкубационный период»

Умение усматривать проблему:

анализировать факты, явления;

обнаруживать неполноту имеющихся знаний;

видеть несоответствия в имеющихся данных;

видеть противоречия в деятельности, подходах, фактах;

ставить вопросы по существу проблемы;

видеть противоречия и формулировать  проблему

Методы эвристического обучения: эмпатии, смыслового и образного видения, эвристических вопросов, наблюдения, сравнения, ошибок.

Экскурсии.

Задания на:

- рассмотрения объекта с разных точек зрения;

- поиск значений и при знаков предмета;

- поиск противоречий;

- выделение проблем;

- развитие умений задавать вопросы и др.

 

Определение темы, целей и задач исследования

Умение сформулировать тему, цели и задачи исследования: : выбирать тему в контексте пробле­мы;

определять объект исследования; определять, что будет в данном объ­екте исследоваться;

решать, какая зависимость в иссле­довании будет устанавливаться; определять, какие задачи нужно решить, чтобы цель была достигнута

 

Методы эвристики: целеполагания, мозговой атаки, анализа, конст­руирования понятий, открытых вопросов.

Задания на:

- формулировку темы;

- определение цели и
задач

 

Выработка

гипотезы

(гипотез)

Разработка модели явле­ния

 

Умение выдвигать гипотезу:

размышлять;

выводить предположения из общих принципов, теорий;

 рассматривать аналогии;

выводить предположения на основе известных фактов, явлений, собст­венных наблюдений;

описывать модель явления

Технология    критиче­ского мышления.
Методы      эвристики:
«да-нетки»,   прогнози­рования,   выдвижения
гипотез, «если бы», мо­делирования,     конст­руирования теорий.
Открытые   задания   и
вопросы

Разработка методики проведения исследова­ния,    созда­ние экспери­ментальной установки


Умение планировать исследование: выдвигать возможные варианты ре­шения проблемы;

 

  выбирать оптимальные варианты; анализировать имеющиеся ресурсы; анализировать риски;

 выяснять условия, в которых может проводиться эксперимент; сотрудничать;

отстаивать свою точку зрения по поводу предложенного пути реше­ния проблемы;

слушать и слышать оппонентов; принимать решение по поводу ме­тода решения проблемы и проверки гипотезы;

планировать    последовательность действий при проведении опытов; отбирать необходимые приборы и материалы;

собирать экспериментальную уста­новку;
готовить анкеты и опросники      


Технология педагоги­ческих мастерских.

Технология коопера­тивного обучения. Методы планирования, анализа, сравнения, конструирования пра­вил.

 

Школьный лаборатор­ный эксперимент.

Образцы и примеры выполненных учащи­мися исследований.

Задания на:

развитие творческого
воображения;

придумывание  опы­тов

 

Сбор и система-тизация полученной информации

 

Умение работать с информацией: обеспечивать необходимые условия работы; проводить наблюдения и измерения;

осуществлять поиск информации в пе­чатных изданиях, Интернете, путем со­циологических опросов; фиксировать результаты поиска инфор­мации и опытов;

 вести индивидуальный архив; работать в сетях (локальных и глобаль­ной), пользоваться браузерами, нахо­дить и сохранять информацию из Ин­тернета, знание этикета работы в сети Интернет;

работать с литературой; планировать и осуществлять проверку гипотезы;

обращаться с приборами, вести журнал лабораторных наблюдений;
сопоставлять и описывать результаты
опытов, выполненных в разных условиях;
измерять и сводить результаты измерений в таблицы, строить графики   

 

Лабораторные ра­боты по физике, химии и др. Методы анализа, сравнения, обоб­щения и система­тизации, агглюти­нации.

Задания на:

 выделение глав­ной идеи в тексте;

придумывание
опытов;

развитие умений
наблюдать;

ведение лабора­торных журналов;

систематизацию
и классификацию;

поиск информа­ции в Интернете

 

Анализ и обобщение полученных данных и материалов

 

Умение работать с информацией: осуществлять математическую обработ­ку результатов;

анализировать данные, полученные из наблюдений, опросов и опытов; оценивать достоверность и погрешности полученных результатов;

интерпретировать полученные результа­ты, делать выводы;

давать определения понятиям; соотносить полученные выводы с гипотезой;

анализировать результаты исследования;

оценивать значение результатов; вычислять с применением правил при­ближенных вычислений и калькулятора, оценивать  достоверность   полученных результатов;

систематизировать полученные данные, интерпретировать результаты исследования           

Лабораторные ра­боты. Задания на:

описание харак­теристик и процес­сов;

сравнение;

обобщение;

классификацию;

структурирова­ние текстов;

категоризацию;

формулировку
умозаключений   и
выводов;

построение гра­фиков;

схематизацию;

расчет   погреш­ностей измерений

 

Подготовка отчета

Умение оформлять результаты иссле­дования:

готовить компьютерные презентации;

 пользоваться текстовым и графиче­ским редакторами для оформления результатов эксперимента;

готовить собственные отчеты и статьи;

выводить текст и рисунки на печать; владеть элементами компьютерной графики (векторной и растровой)

 

Уроки информатики.

Выполнение и оформ­ление проектов.

Выполнение домаш­них заданий с помо­щью компьютера.

Изучение образцов отчетов

 

Презентация и защита результатов исследования

 

Умение публичной защиты исследо­вательской работы:

логично и последовательно излагать информацию;

подчеркивать смысловые акценты; наглядно иллюстрировать свое высту­пление;

слушать и слышать оппонентов; улавливать суть поставленных вопросов;

 лаконично и аргументированно отве­чать оппонентам

 

Технологии дебатов, критического мыш­ления, проектного обучения.

Методы эвристиче­ских вопросов, смы­слового, образного и символического ви­дения, публичных выступлений.

Открытые задания и вопросы

 

Обсуждение хода и полу­ченных    ре­зультатов ра­боты

 

Рефлексивные умения: восстановить свою исследовательскую деятельность;

критически ее оценивать: выявлять в ней удачные и неудачные действия; определять пути, средства совершен­ствования своей деятельности

 

Методы рефлексии, анализа, самооценки, сравнения.

Задания на самоана­лиз и самооценку

 

 

Приложение 2

Примеры кейсов

Кейс 1. 9 класс. Всемирная история.Тема урока «Россия в первой половине XIX.Отечественная война 1812г».

Военный совет в Филях.

Фельдмаршал М.И. Кутузов: «Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, принудила меня отступить по Московской дороге. Ранним утром 1 сентября под слабым давлением французского авангарда армия выступила из деревни Мамоновой к Москве и расположилась лагерем.

Генерал Л.Л. Беннигсен: «Армия расположилась на позиции, выбранной мною как начальником штаба, для генерального сражения. Правый фланг армии - перед деревней Фили, центр - между селами Троицким и Волынским, левый фланг - перед селом Воробьеве. Арьергард находится при селении Сетунь. Эта позиция, на мой взгляд, непреоборимая. Я предлагаю дать сражение».

Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «При осмотре с Поклонной горы места, выбранного для сражения, я признал позицию неприемлемой. Позиция растянута подобно паутине. Конница обязана будет спокойно ожидать уничтожения. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего человека. Считаю невозможным держаться русской армии на позиции, выбранной Беннигсеном, и предлагаю отступать».

Генерал-лейтенант Л.Л. Коновницын: «Я также нахожу позицию невыгодной. Но мое убеждение - необходимо остановить неприятеля и отстоять Москву!»

Генерал-лейтенант А.И. Остерман-Толстой: «Я разделяю предложение генерала Коновницына и настаиваю на атаке неприятеля».

Генерал-майор А.П. Ермолов: «Да, позиция растянута, но неприятель должен быть нами атакован».

Генерал Д. С. Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей для сражения и настаиваю на нем».

Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «В случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города».

Генерал К.Ф. Толь: «Местность крайне неблагоприятна для сражения. Труднопроходимые овраги и речка Карповка, находящиеся на позиции русский армии, разобщают войска.

Я разделяю мнение генерала Барклая-де-Толли и предлагаю отступить с армией через Москву».

Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «Мы потеряем армию и не отстоим город. Необходимо отступить с армией через Москву по Владимирской дороге к Нижнему Новгороду. Волга кормит Россию».

Генерал К.Ф. Толь: «Следует сменить позицию под Москвой, чтобы в случае изменения обстоятельств отступить по Старой Калужской дороге».

Фельдмаршал М.И. Кутузов: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».

Очевидец событий: «В скорбном молчании генералы разошлись. В течение всей ночи из комнаты М.И. Кутузова доносились глухие, старческие, сдержанные рыдания».

В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России».

Вопросы для обсуждения

1. Какая из изложенных позиций представляется вам более аргументированной? Какую отстаивали бы вы?

2. Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические), на ваш взгляд, принимал во внимание М.И. Кутузов?

Дополнительно можно дать задание учащимся дополнить кейс или создать новый с использованием художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Кейс 2. Урок всемирной истории в 8 классе по теме «Правление царя Алексея Михайловича».

Данный кейс можно использовать на уроке либо как дополнение к домашнему заданию после изучения всей темы. Решая проблему кейса, учащиеся дают оценку роли личности царя Алексея и исторического периода. Влияние политики царя на дальнейшую судьбу России на пути становления самодержавия.

Современники искренне любили царя Алексея Михайловича. Самая наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему. В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было благодушно-приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура его сохраняла величавую и чинную осанку. (Платонов С.Ф. Царь Алексей Михайлович. Исторический сборник под редакцией В.В. Каллаша с. 103-132.)

Достоинство царя Алексея с некоторым восторгом описывали лица, вовсе от него независимые, - именно иностранцы. «Такой государь, какого желали бы иметь все христианские народы, но не многие имеют». «При неограниченной власти своей в рабском обществе царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь».

Царь Алексей не умел и не думал работать. Жить и наслаждаться он мог среди «малой вещи», как он называл свою охоту. Вся его энергия уходила в отправление того «чина», который он видел в вековом церковном и дворцовом обиходе. Вся его инициатива ограничивалась кругом приятных «новшеств», которые в его время, но независимо от него стали проникать в жизнь московской знати. Управление же государством не было таким делом, которое царь Алексей желал бы принять непосредственно на себя.

Царь Алексей не мог быть бойцом и реформатором. Между тем, течение исторической жизни поставило царю Алексею много чрезвычайно трудных и жгучих задач и внутри, и вне государства. Шла горячая, напряженная деятельность. Он везде, постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренний и ласковый. Но нигде он не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед.

Приказ Тайных дел, а в нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они дела всякие царские, тайные и явные; и в тот приказ бояре и думные люди не входят и деле ведают, кроме самого царя. А устроен тот приказ при нынешнем царе для того чтоб его

царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали.

Иностранцы так оценивали происходящее: «Русские как бы рождены для рабства. Рабами и крепостными являются все они. Русское управление должно считаться находящимся в близком родстве с тиранией. Вельможи должны безо всякого стыда, помимо того, что они ставят свои имена в уменьшительной форме, называть себя рабами и переносить рабское обращение».

1. Каким представляется вам Алексей Михайлович как правитель и как человек?

Справедливо ли его считали «тишайшим»?

2. Как царь относится к окружающим его людям?

3. Сравните систему государственного управления Руси при Алексее

Михайловиче и в XV - XVI веках? Что изменилось за два века? Какая политическая система утвердилась при царе Алексее? Не противоречит ли «тихость» царя явному усилению самодержавия в период его правлении?

4. Какими методами управлялась страна? Как обеспечивалось в государстве

соблюдение законов?

Определите проблему и дальнейшее развитие государства.

 

Кейс 3. Урок всемирной истории в 5-м классе. Тема: "Рабство в Древнем Риме"

Работа с документом: Содержание рабов.

Паек рабам. Тем, кто работает в роле: зимой — по 4молия (8,75л) пшеницы, а летом — по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год…

Вопросы к документу:

        Где применялся труд рабов?

        Как содержались рабы?

Представьте себе, что картина «ожила» и наполнилась звуками. Слышите рыдания стоящего на коленях старика. Решается его судьба. Прислушаемся, о чем говорят между собой управляющий и владелец имения, А надо сказать, что управляющий тоже раб, но живется ему лучше, чем остальным невольникам. Боясь потерять свое место, он угодничает перед хозяином:

— Господин мой, что делать с этим стариком? Пять лет он в твоем имении. Он выполнял самую тяжелую работу, был лучшим рабом на прессе. А тёперь он ослаб, стал калекой и никуда больше не годится.

— Он лодырь,— замечает рабовладелец,— накажи его.

— Все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать.

— Попробуй продать его,— говорит рабовладелец — лишний нахлебник нам не нужен.

— Помилуй, господин, да кто же его купит? Его и даром-то никто не возьмет;

— Пожалуй, ты прав. Я велю отвезти его на пустынный остров на Тибре,— отвечает рабовладелец. — Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они подыхают там от голода и болезней.

Так бесцеремонно и безжалостно говорят эти двое о человеке, который им обоим по возрасту годится в отцы.

— А чем заняты у тебя эти рабы? — спрашивает рабовладелец.

— Они давят виноград. Скоро будет хорошее вино из нового урожая.

— Не жалей рабов,— говорит рабовладелец,— заставляй их работать и в праздники, когда даже скот отдыхает. Быков жалей — они стоят дорого. А рабов теперь на невольничьих рынках сколько угодно.

Каждый из рабов, изображенный на картине, многое мог бы рассказать о тяжелой участи невольника. Один из них рассказал о себе следующее:

— Я родом из Сирии, и имя мое Деметрий. Я защищал свою страну от жестоких завоевателей — римлян. Многие из сирийцев, как и я, попали в плен, Я стал рабом и потерял здесь даже имя. Надсмотрщики называют меня Сириец. В прошлом месяце я бежал в горы вместе с двумя рабами. Легионеры преследовали нас. Мои друзья скрылись, а меня ранили камнем, пущенным из пращи, и связали. По приказу хозяина надсмотрщики исполосовали мне спину. Мы все ненавидим нашего господина и, как, можем, вредим ему!

Вопросы:

1.      Какие категории населения описаны в тексте?

2.      Чем они отличаются друг от друга?

3.      Как они относятся друг к другу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 3

Формы заданий, используемые при исследовательском методе

- аргументация одной из историографических версий фактами исторических документов,

- организация имитационных игр по дискуссионным вопросам истории („научная конференция“, „дебаты“ и др.), при подготовке к которым школьники учатся выявлять общее и отличия в отражении одних и тех же исторических сюжетов в научных и художественных текстах, подбирать аргументы для обоснования своей позиции, позиции своей группы, формулировать вопросы, обращенные к аргументам оппонента,

-проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений   по спорным вопросам истории (например,  «  Брежневские времена: плюсы и минусы», « События октября 1917 года: переворот или революция?» и т. п.), представление результатов опросов в виде диаграмм;

 -подготовка эссе по спорным вопросам истории. Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию достоверными историческими фактами, опираться на мнения авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с ними (например  «Уроки гражданской войны»);

- Использование на уроках истории исторических текстов, позволяющих глубоко изучить определенную тему, эпоху. ( СССР перед войной 1941-1945г.г. Внешняя политика.)

- Использование противоречивых по содержанию авторских точек зрения по изучаемому событию, процессу (Монголо-татарское иго на Руси. Итоги, значение, роль и влияние на ход русской истории. Иго на Руси было добром или злом?)

- Организация самостоятельных исследований учащимися научных проблем (Глобальные проблемы человечества - написание рефератов, История происхождения славян и т. д.)

 

-Организация целенаправленного и упорядоченного обмена идеями, суждениями. Проведение дискуссий на основе исторического материала (Учебный материал, документы по плану «ОСТ», политическое завещание Гитлера, документальные фильмы в компьютерном варианте «От Кремля до рейхстага», художественные фильмы и литература о войне.)

Примерные темы проектов по истории и краеведению:

I .Мир глазами древних шумера, египтянина и китайца.

2.Нравы и быт древних эллинов и римлян.

3.Идеалы и образование в раннее Средневековье.

4."Путь "из варяг в греки" - фактор образования русской государственности".

5.Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы.

6.Феномен православной русской культуры.

8. Галерея забытых знаменитых художников России (до 20 века).

9. "От каменного рубила до компьютера".

10.План развития России по шведскому образцу.

11 .Альтернативы развития России в XVI веке.

12.Учебник истории: каким он должен быть.

13. Святые места нашего района.

Из опыта работы можно предложить несколько примеров применения метода мини-проектов.

 

В 5-м классе при изучении истории Древнего мира учащимся можно предложить после изучения соответствующих разделов выполнить дома следующие задание: изготовить из различных материалов, имитирующих настоящие, образцы древней письменности: глиняных таблички (можно использовать пластилин, покрытый лаком), папирус на особой бумаге, которую можно предварительно искусственно состарить), пальмовые листья (можно использовать засушенные листья комнатных растений), шелковая ткань, бамбуковые дощечки в качестве заменителя моно использовать скрепленные линейки), навощенные таблички, берестяная кора и т.д.

 

Так же на уроке можно предложить самостоятельно составить и проиллюстрировать сводную таблицу применяемых в Древнем мире систем счета и фиксирования цифр.

 

Более сложной формой задания является составление отрывков из утерянных летописей и записей древних историков на определенную тему, например, неизвестный источник по истории Греко-персидских войн, воспоминания ветерана Цезаря, письмо Александра Македонского Аристотелю из Восточного похода и т.д. В этом случае можно усложнить задание и поставить перед учениками проблему проверки подлинности документа путем совместного критического анализа и поиска исторических ошибок, допущенных в нем (намеренно или случайно). Поиск неточностей и фальсификаций заставляет учеников более внимательно и критично относиться к информации и подстегивает желание самостоятельно продолжить работу по ее расширению и освоению.

 

В 6-м классе уже возможно привлечение учащихся к решению более сложных задач. Например, после изучения соответствующих разделов по истории Средних веков, связанных с ролью католической церкви в обществе, с положением рыцарского сословия и Крестовых походов, ученикам предлагается творческое задание на дом: придумать и написать свою "Историю рыцаря", придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту его странствий, описать реальные сражения.

 

Ученикам можно предложить составить кроссворд на историческую тему. Это будет способствовать развитию самых разнообразных умений и компетенций. Исторический кроссворд можно модернизировать, например, путем применения комбинированных вопросов и способов кодирования информации.

 

В 5–6-х классах хорошие результаты дает использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому правильнее ее организовать в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки.

На уроках истории в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролево-игровые проекты. Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу даже возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Шестиклассники не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности.

В 5-6-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов: - прикладной – «Наскальная живопись-первая картинная галерея» - ролево-игровой – «Я – ученик спартанской школы» -информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка» и др. На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья». По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов.

В курсе обществознания использования проектного метода раскрывает другие возможности. К примеру, при изучении темы «Глобальные проблемы современности» учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и угроза миру», «Проблемы ресурсов» и другие, раскрыть которые полно возможно только при использовании Интернет-ресурсов. Начинается освоение информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление продукта, выступление на презентации со своей работой - завершающий этап творческой деятельности. Таким образом, формируются знания сразу по нескольким предметам, и творческий потенциал получает возможность для выражения.

Тема «Куликовская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание диафильма».

В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».

Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».

Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.

Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.

Проект «Учебник истории пишем сами».

 

В начале изучения темы предлагается самостоятельно создать параграфы изучаемой темы. Учитель формулирует тему, проблему и объясняет задание. Учащиеся делятся на группы и на протяжении нескольких уроков пишут параграфы учебника, используя дополнительную литературу, различные источники.

Учащиеся должны:

— сформулировать заголовок и план каждого параграфа;

— написать небольшой авторский текст;

— раскрыть событийно-хронологический ряд;

— отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту и т. д.;

— придумать иллюстрации.

В конце изучения темы каждая группа представляет параграфы изученной темы.

Данный проект можно сделать и на одном уроке (мини-проект), но в этом случае группа пишет один параграф или одну страничку учебника. Данный проект будет уже по силам учащимся 7-8 классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Сущность исследовательского подхода в обучении:

        введение общих и частных методов научного исследования в процесс познания;

        организация учебной и внеучебной образовательной, творческой деятельности;

        актуализация внутрипредметных и межпредметных связей;

        усложнение содержательной и совершенствование процессуальной сторон познавательной деятельности;

        изменение характера отношений в системе «учитель – учащийся – ученический коллектив» в сторону взаимодействия.

Сущность исследовательского метода обучения  определяется  как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Функции исследовательского метода обучения:

        обеспечение овладения учащимися методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их;

        формирование у учащихся качеств творческой личности;

        формирование интереса, потребности в исследовательской деятельности;

        получение учащимися  полноценных, хорошо осознанных, оперативно и гибко используемых знаний;

Целью исследовательского метода является  развитие следующих умений:

        актуализировать противоречия;

        находить и формулировать научную проблему;

        формулировать цель исследования;

        устанавливать предмет и объект исследования;

        выдвигать гипотезу;

        планировать эксперимент и его проведение;

        проверять гипотезу;

        делать выводы;

        определять сферы и границы применения результатов исследования.

Преимущества исследовательского метода:

        Опора на базовые знания по данной теме позволяет осуществлять поисковую деятельность;

        Сравнительно небольшой объем новых знаний позволяет выделить дополнительное время на творчество;

        Приобретенные навыки подобной практической деятельности облегчают организацию экспериментального исследования;

        Наличие опыта работы в группах ускоряют процесс обмена идеями при организации мозгового штурма;

        Высокий интеллектуальный уровень класса (исследовательский метод является средством развития творческих способностей и удовлетворения потребности в активном самостоятельном поиске новых знаний);

Деятельность учителя, применяющего исследовательский подход в обучении, включает несколько этапов.

1 этап. Проведение дидактического анализа темы, подлежащей изучению с помощью исследовательского подхода. Дидактический анализ темы – это аналитическая деятельность учителя, направленная на вычленение основной и частных проблем, определение тематики и видов творческих заданий, а также организационных форм обучения, когда становится возможным введение методов научного познания.

2 этап. Разработка (проектирование) уроков с применением исследовательского подхода на основе диагностики уровня учебно-познавательной деятельности и творческих, исследовательских умений и навыков школьников.

3 этап. Информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода. Это может быть осуществлено путем подготовки информационных материалов в печатном виде или электронной форме (брошюра, стенд, дискета или диск), включая: название темы, изучаемые проблемы, план изучения с точным указанием времени и форм обучения, список литературы, тематику творческих заданий и методические советы по их выполнению.

4 этап. Организация учебного процесса с элементами исследования. Задания, выполняемые детьми, могут носить воспроизводящий и творческий характер, а также быть опережающими, что предполагает учебно-познавательную деятельность не только на уроках, но и во внеурочное время. При организации обучения как исследования целесообразно изучать материал крупным блоком, что позволяет воспринимать тему целостно. Это предполагает  такие организационные формы обучения, как лекция (вводная, проблемная, обзорная) и практические занятия (уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-дискуссии, уроки-консультации, уроки-практикумы, уроки-тренинги, уроки-экскурсии и др.). На уроках могут применяться индивидуальные, групповые, коллективные и фронтальные формы работы.

5 этап. Анализ и коррекция развития творческих, исследовательских умений и способностей школьников.

Требования, предъявляемые к профессионализму педагогов, реализующих исследовательский подход в образовании.

Организация и руководство исследовательской работой учащихся предполагает высокий уровень развития психолого-педагогических умений, мотивации, творческих способностей. К психолого-педагогическим умениям относятся  такие умения:

        ставить перед детьми исследовательские задачи в понятной для них форме;

        увлечь исследовательской проблемой, темой исследования;

        организовать взаимодействие в исследовательской деятельности;

        быть терпимым  к ошибкам учащихся, их идеям и мнениям;

        создавать условия для обмена мнениями в ходе открытых дискуссий;

        поощрять и развивать критичность мышления;

        мотивировать и стимулировать выдвижение новых, оригинальных идей и направлений поиска;

        учитывать интересы и следить за их динамикой;

        быть гибким в индивидуальном выборе и темпе работы учащихся.

Формы организации учебно-исследовательской работы:

        Традиционная урочная система (учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения)

        Нетрадиционная урочная система (существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок — «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок — «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п.)

        Учебный эксперимент (позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов)

        Домашнее задание исследовательского характера (может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени)

        Внеурочная деятельность (предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности. Это факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учащимися учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий).

 

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конкурс «Странички Средневековья»

Вебинар